ПРИМОРСКАЯ

КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОС

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Руками трогать обязательно!

E-mail Печать PDF

О проблемах людей с ограниченными возможностями знают все. Иногда сам выход из привычной домашней обстановки вызывает неприятные ощущения. Но в один из воскресных дней среди многочисленных посетителей Музея имени В.К. Арсеньева оказалась группа людей с ослабленным зрением из Арсеньевского общества слепых. Сотрудники музея постарались окружить их заботой и вниманием. В экскурсиях, проводимых для этой категории людей, как мне показалось, музейные сотрудники используют особые приемы, позволяющие сделать материал более доступным.

Экскурсия, рассчитанная на час времени, позволила нам посетить всего несколько залов. Конечно этого времени совершенно недостаточно, чтобы познакомиться, даже бегло со всем, что представлено для обозрения. На сегодняшний день собрание экспонатов составляет более чем 400 000 подлинников. Музей, благодаря исследователям Дальнего Востока, меценатам и дарителям, пополняет свои коллекции уже более 130 лет.

В одном из залов находились каменные изваяния государственных чиновников погребального комплекса середины ХII в. Так, благодаря обнаружению и изучению реликвий древнего города Фурдань - резиденции чжурчженьского князя Эсыкуя, располагавшейся в районе современного города Уссурийска – исследователи подарили миру уникальный средневековый памятник. Изучая артефакты погребального комплекса сотрудникам музея удалось частично воссоздать древнее захоронение с «Аллеи духов». Она начиналась двумя многогранными колоннами, за которыми следовали изваяния двух гражданских чиновников, двух военных с мечами, четырех каменных баранов и двух львов. Прежде чем вступить на южный холм и пройти в храм, чтобы прочитать на стеле жизнеописание погребенного полководца, необходимо было пройти сквозь аллею этих каменных изваяний. Нам не только удалось услышать неизвестные ранее факты из истории края, но и ощутить прохладу каменных изваяний и понять, из какого грубого камня они сделаны, да еще и во весь рост.

Дальше нас ждала экскурсия по выставке «Мир традиционной культуры народов Юга Дальнего Востока России: удэгейцы, нанайцы, орочи». Это напоминало скорее путешествие, чем экскурсию, в удивительный мир, который когда-то открыл для Арсеньева его верный проводник и друг Дерсу Узала, познакомил с традиционной культурой коренных народов Приморья и бассейна Амура. С давних времен на этой земле между горной системой Сихотэ-Алинь и морским побережьем, по берегам рек Амур, Сунгари, Самарга проживают удэгейцы, нанайцы или гольды, орочи, тазы. В настоящее время в Приморском крае их численность составляет немногим более 5 тысяч человек. Удобно заняв места за огромным столом мы продолжали знакомство с экспонатами.

В очередном зале наше внимание привлек необычный  кирпич с надписью с самого настоящего завода А.Д. Старцева.

Оказалось, что кирпич здесь не совсем кирпич, а представленный экспонат, есть ни что иное как маленький фрагмент исторического и социального фундамента Владивостока; деталь реальности. Алексея Дмитриевича можно было бы назвать владивостокским графом Монте-Кристо: в июне 1891 года он оформил купчую на тысячу десятин острова Путятин, а оставшуюся взял в аренду на 99 лет. Всего за два года купцу удалось создать многоцелевое хозяйство, которое составило конкуренцию даже именитым зарубежным производителям. Кирпичный завод, рассчитанный на выпуск миллионов кирпичей, стал гордостью владельца. На каждом кирпиче стоял штамп «Старцев». Это был своего рода знак качества. Вот с такой необычной продукцией довелось познакомиться слабовидящим и незрячим людям.

Экскурсия, организованная при поддержке администрации Арсеньевского городского округа и директора Музея В.К. Арсеньева, вызвала много эмоций у людей. Своими впечатлениями поделилась Л.П. Исаева, ветеран общества слепых, инвалид первой группы:

- Много раз, бывая во Владивостоке, я хотела побывать в музее, но все как-то не складывалось А сегодня, не имея даже остаточного зрения, мне удалось представить китовый ус. Теперь я знаю какой он жесткий, что состоит из множества щетинок. Я и представить не могла, сколько их много. Я, как и все, а нас было более 20 человек, получила массу удовольствий и даже дорога, которая заняла более восьми часов в оба конца не испортила того волнения, которое мы испытали. Конечно, было и жарко и порой тяжело, ступеньки, перепады высоты на дорогах, но нам так редко удается сменить обстановку, что поездка понравилась, полученные эмоции того стоят. Уверена, что еще долго будем вспоминать и делиться пережитым.

Видно не зря говорят, что искусство - это универсальное средство выразительности, которое создает мосты между языками, временами и культурами. Современные методы постепенно делают искусство более доступным. Многие слепые и слабовидящие люди уже смогли окунуться в искусство с помощью звуковых описаний или же объяснения друзей. Но такой подход не позволяет им самостоятельно  воспроизвести работу художника. К счастью, постоянно разрабатываются новые решения, которые создают для любителей искусства тактильные способы, позволяющие заменить зрение на осязание. Мы с удовольствием отметили, что каждый из экспонатов музея снабжен шрифтом Брайля, а это еще один способ сделать произведения искусства более доступными.

По дороге домой строили планы, где еще мы не были. Решили, при первой возможности, посетить контактный зоопарк, побывать в доме В.К. Арсеньева и знаменитом океанариуме. Все дружно согласились с высказыванием А. Камю: «Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя».

Председатель МОВОС Шевченко.Т.Н совместно с корреспондентом Е.Петрук.