ПРИМОРСКАЯ

КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВОС

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Новости и события Просто предложите руку: как помочь незрячему человеку. Интервью Светланы Кротенок

Просто предложите руку: как помочь незрячему человеку. Интервью Светланы Кротенок

E-mail Печать PDF

Просто предложите руку: как помочь незрячему человеку во Владивостоке

13 ноября в мире отмечается День слепых, который призван напомнить о проблемах незрячих и слабовидящих людей. Во Владивостоке эта дата особенно актуальна – в неприспособленном для людей с ограниченными возможностями городе им порой даже сложно самостоятельно дойти до ближайшего магазина. Корреспондент VL.ru узнал у инвалида по зрению, чем обычные прохожие могут помочь незрячим людям.

Светлана Кротенок живет во Владивостоке. Девушка передвигается по городу с белой тростью, часто – вместе с сопровождающим. Светлана почти ничего не видит из-за дистрофии сетчатки глаз, диагноз ей поставили еще в детстве. Сейчас Светлана работает председателем Владивостокского общества слепых. Девушка рассказывает: незрячие люди не хотят к себе особого отношения, достаточно лишь немного внимания.

«Еще лет пять назад отношение к нам было другое – больше жалости, больше эмоций, а помощи на самом деле меньше. А сейчас все иначе. Особенно это заметно по молодежи − они относятся к тебе действительно как к равному. Я чувствую, как проходящая мимо бабушка оборачивается мне вслед, замирает и с жалостью смотрит на меня и на мою трость, или слышу, как студенты, проходя мимо, говорят: "Давайте мы вам поможем", помогают и идут дальше своей дорогой. То есть обращаются абсолютно адекватно – ведь никому не понравится, когда тебя начинают чересчур опекать, либо, наоборот, относиться по-хамски», − рассказывает Светлана Кротенок.

Некоторые люди и хотели бы помочь, но часто не знают, как это сделать, или просто стесняются подойти к человеку с белой тростью. Хотя нередко простая помощь может быть очень нужна незрячему. Особенно во Владивостоке, где хоть и существует программа «Доступная среда», но до сих пор далеко не везде есть тактильная плитка, недостаточно светофоров со звуковым сопровождением, да и внезапно возникающие посреди тротуара ступеньки и пороги магазинов не добавляют безопасности для незрячих. Поэтому ориентироваться слепым в городе сложно, здесь и могут прийти на помощь обычные прохожие. Перевести незрячего через дорогу, сопроводить до магазина, подсказать номер дома – вас это не затруднит, а ему будет намного спокойнее. Как рассказывает Светлана, ничего особенного в общении со слепым человеком нет. Достаточно просто сказать: «Здравствуйте» и слегка коснуться плеча − так человек поймет, что вы обращаетесь именно к нему. Если помощь нужна, просто предложите свою руку.

«Очень часто люди хватают под руку и тащат. Так сопровождающий взваливает меня на себя, хотя этого делать не нужно, и идти мне так очень неудобно. Лучше всего, когда сопровождающий идет на полшага впереди, а слепой человек держит его под руку и идет позади. Кроме того, важна максимальная озвучка. Обязательно стоит предупреждать о препятствиях, которых по пути немало, − бордюры, лестницы, проемы в двери», − объясняет девушка.

Но иногда кажется, лучше бы не помогали. Светлана рассказывает, что нередко из желания помочь ее подталкивают в спину, особенно на входе в автобус, из-за чего можно упасть. Еще одна ошибка − хвататься за трость: «Для нас трость − это продолжение руки, которым мы изучаем пространство. Когда у меня выхватывают трость, становится страшно».

Особенно важна для незрячих помощь водителей, продавцов, официантов и тех многих, с кем мы встречаемся в повседневной жизни. Нередко за рутиной они не замечают того, кто нуждается во внимании.

«Как-то, помню, я зашла с тростью в ателье и хотела купить пуговицу. Спросила продавца, а она мне ответила: "Там сами смотрите". Я сказала, что не могу, потому что не вижу, и попросила о помощи, но женщина стала заниматься своими делами и больше на меня не обращала внимание. А мой знакомый на днях написал жалобу на одно из почтовых отделений. Он туда пришел с письмом в запечатанном конверте и просто попросил сотрудника почты подписать адрес. Ему грубо отказали, потому что сотрудница была занята», − рассказывает Светлана.

Часто проблемы возникают на автобусных остановках. Информационные табло с модулем звукового дублирования так и не появились в краевой столице. Поэтому узнать, какой сейчас подходит автобус, без помощи посторонних невозможно. Сложности возникают и в самом общественном транспорте.

«Очень удобно, когда в транспорте объявляются остановки. К сожалению, далеко не на каждом маршруте установлена эта система. А иногда, даже если она есть, водители специально ее отключают. В этой ситуации приходится приставать к пассажирам и спрашивать, какая сейчас будет остановка. Водители же не всегда относятся с пониманием. Недавно мне нужно было выйти на остановке. Я понимаю примерно, что мы уже рядом, встаю заранее и чувствую, как на полной скорости мы проезжаем мимо. И когда я спрашиваю у водителя про остановку, он начинает на меня кричать, что говорить надо было заранее и останавливаться везде он не обязан. Хотелось бы, чтобы, если звуковое сопровождение сломано, водители, может быть, сами объявляли бы остановки. Для них это не сложно, а нам очень поможет», – рассказывает Светлана.

Магазины Светлана обычно посещает вместе с сопровождающим − либо с кем-то из родственников, либо с друзьями. Но иногда приходится ходить одной. Комфортнее, признается девушка, покупать продукты на рынке: продавцы уже знают Светлану и ее обычный список необходимого и всегда помогают с выбором. А вот ориентироваться в крупных супермаркетах сложнее.

«Проблема супермаркетов – найти консультанта. Было бы хорошо, если бы уже на входе на тебя обращали внимание, по внутренней связи передавали, что пришел незрячий покупатель, и встречали. Еще один, скорее технический момент – стеклянные стены, которые часто устанавливают в супермаркетах. Тотально незрячий будет идти с тростью и может как-то сориентироваться, а человек, который ходит еще без трости, но уже не видит стекло, может в него просто врезаться. Не были бы лишними какие-то желтые указатели или маркировки на стекле, привлекающие внимание слабовидящих», − отмечает девушка.

С магазинами одежды проще: консультанты сами предлагают и описывают вещи, подбирают цветовую гамму, помогают с размером. Обычно не возникает проблем и в кафе − здесь таких гостей провожают до столика, озвучивают меню.

«Конечно, было бы замечательно, чтобы руководство различных заведений, будь то кафе, рестораны, супермаркеты, обучали своих специалистов, рассказывали им какие-то элементарные правила сопровождения незрячих, чтобы потом люди не терялись и не стеснялись. Бывает, кого-то возьмешь под руку, а он волнуется, весь дрожит от чувства ответственности. Нам важно спокойное состояние сопровождающего, меньше эмоций и максимально четкая информация по делу», − говорит Светлана.

Кстати, не стоит забывать о том, что собаку-поводыря обязаны пропускать везде − это все равно что трость или инвалидная коляска. Весной одноклассника Светланы, Юрия, который живет на Камчатке, выгнали из кафе из-за собаки-поводыря. Тогда суд обязал администрацию кафе выплатить штраф.

Желая помочь незрячему человеку, как и любому инвалиду, не стоит задавать ему неудобные вопросы. Ведь не каждый захочет открываться первому встречному.

«Я стараюсь относиться к вопросу "А что со зрением?" с юмором и могу ответить на него. Но все-таки это нетактичный вопрос, и очень многих людей, особенно того, кто ослеп недавно, он может ранить. Если человек хочет рассказать, он сделает это сам», − сказала Светлана.

Каждый год с 15 октября по 13 ноября в России проходит месячник белой трости. В эти дни во Владивостоке проводятся разные акции. 16 октября Общество слепых Владивостока вместе с ГИБДД рассказывали водителям о том, кто такие люди с белой тростью и почему их нужно пропускать не только на пешеходных переходах. В 18 школах города проводились уроки доброты «Мир глазами слепых». Ребятам рассказывают, как читать по системе Брайля, чем помочь слепому человеку на улице, и предлагали сделать несколько шагов с закрытыми глазами и тростью.

«Международный день белой трости, с которого начинается месячник, и Международный день слепых, которым он заканчивается, − это не совсем праздники, хотя у нас некоторые люди поздравляют друг друга. На мой взгляд, это неправильно. Это даты, в которые мы напоминаем обществу о том, что мы есть, чем мы занимаемся», – говорит Светлана.

Статья полностью: https://www.newsvl.ru/vlad/2018/11/13/175402/#ixzz5YIttisNn
Новости Владивостока на VL.Ru

Обновлено 30.11.2018 03:59