Все мы, конечно, очень разные. Среди нас есть те, которые любят принимать гостей, а есть, которым гости …
Мы, Арсеньевское межрайонное общество слепых, рады каждому. Узнав, что наша землячка Нина Александровна Гречухина, с легкой руки черниговских библиотекарей, дебютировала в российском издательстве, не могли не пригласить в гости и автора, и заведующую Черниговской детской библиотекой, неравнодушную, творческую личность - Наталью Алексеевну Турубанову. Это благодаря ее усилиям в популяризации творчества Приморских детских писателей и поэтов имя Арсеньевской поэтессы Нины Гречухиной стало известно на всю Россию.
В одно воскресное утро в Обществе слепых собрались не только члены общества, но и многие творческие люди: поэты, учителя, библиотекари. Повод хороший – вручение автору памятных экземпляров журнала для педагогов и родителей «Книжки, нотки и игрушки» и журнала для детей «Солнечный зайчик» со стихами и скороговорками Нины Александровны.
Как рассказала Наталья Турубанова: после публикации в Москве, послали в новгородское издательство, потому, что был налажен контакт, а оказалось, что это родина Нины Гречухиной. Вот такой знаковый случай. Конечно – это событие и для города и для Нины Александровны. В душевной обстановке, а такое происходит, когда собираются увлеченные и неравнодушные люди, поздравляли Нину Александровну, вручали цветы, желали здоровья и творческих успехов, гордились. Затем заговорили о нехватки детских поэтов в крае, об издательском деле, о том, хорошо было бы записать диск с песнями Нины Александровны, пили чай, подпевали хором любимые песни, благо автор текста песен и музыки - вот он, рядом.
А еще гости привезли для ознакомления 4 тактильные книги, которые поразили всех. Многие из присутствующих что-то слышали, где-то читали, но никогда не видели. Мы их трогали, застегивали и расстёгивали, что-то отлепляли и открепляли (в них многое на липучках), открывали, отстегивали. Я бы назвала их очередным «чудом света» - мягкие, легкие, объемные, к ним так и тянуло прикоснуться.
Как вы думаете, какой должна быть детская книга? Яркой и красочной? Доброй и содержательной? Конечно так, но главное условие – она должна быть доступной для прочтения.
Термин «тактильная книга» появился сравнительно недавно и означает особую книгу для особого ребенка. «Тактильный» - «осязательный». С помощью тактильных изображений можно объяснить многие явления и понятия. Их основная задача дать людям с ограничением зрения реальные представления об окружающем мире. Тактильная книга-это разновидность книжки с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. При их изготовлении используются различные виды рукоделия: вышивка, вязание, мягкая игрушка, слоеное тесто и многое другое. Читать тактильную книгу-это ощупывать имеющиеся предметы пальчиками. В это время и происходит знакомство слепого ребенка с природными явлениями, животным и растительным миром, предметами домашнего обихода. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление о крупных и мелких предметах. Оказывается, некоторые объекты в книге могут издавать звуки: шуршать, звенеть, шелестеть, скрипеть и т.д.
Черниговцы представили два вида тактильных книг: ассоциативные, изготовленные на стихи Н. Гречухиной и Т. Сабановой и дидактическую или развивающую. Авторы этих книг – библиотекари из Черниговского района Татьяна Сабанова и Римма Чехомова. Татьяна Сабанова сама мама, пишет стихи для детей, автор сборника для слабовидящих детей, рассказала, что созданию тактильных книг предшествовала глубокая исследовательская работа, необходимо было серьезно подойти к сбору, обработке и анализу информации. Перед началом работы длительное время изучались имеющиеся материалы. За основу взяты рекомендации и практические пособия профессионалов. Необходимо было изучить все требования, которые необходимо соблюсти по эргономике, безопасности и оформлению. Зная, какие требования предъявляются к рукотворным тактильным книгам, Татьяна Сабанова провела исследование по материаловедению с целью выбора лучшего основного материала для страниц и обложки книжки, поэтому они такие приятные на ощупь. Технологическое исследование позволило определить лучший способ крепления съемных деталей на страницу и лучший вариант обработки закругленного края страницы.
Римма Чехомова знает проблемы детей не понаслышке, довелось работать воспитателем в детском саду. Свой выбор сделала в пользу дидактической книги, при помощи которой можно проследить весь жизненный путь бабочки; обучиться счету, запомнить цвета радуги, поиграть в машинки и еще много чего. Вот такие чудо-книги предстали перед нами. На их изготовление у авторов уходит от одного до двух месяцев. Да и оцениваются они в десятки тысяч рублей. Конечно, это штучный товар, но его можно взять в библиотеке на время, как и любую книгу, почитать, поиграть с ребенком. А можно и самому попробовать изготовить, привлекая домочадцев. Обществу слепых такие книги очень нужны. Наши гости могут гордиться своими работами. Изготовление принесло большое моральное удовлетворение. Помогали все, кто мог. Дочь с удовольствием снабжала маму палочками от мороженного из которых сделан забор в книге. Усы для кролика соседи собирали год.
История изготовления каждой странички – это отдельный, юмористический рассказ. Но самое главное это совместное творческое времяпровождение. Как сказала Т. Сабанова: «детям постоянно нужно уделять внимание, домашние дела и заботы могут подождать, а ребенок ждать не может. Если все время разговоры и общение откладывать на «потом», то это «потом» может наступить слишком поздно, и тонкая ниточка-связь с ребенком будет потеряна».
С грустью проводив гостей, поговорили о новостях, о событиях, о предстоящих делах и планах. Настроение оставалось приподнятое. Расстались в воскресенье, чтобы вновь встретиться в среду.
Петрук Е.