Вы нам , пожалуйста , не верьте,
Что счастье – в шумной кутерьме.
Не зря в Элладе хуже смерти
Считали «брошенность во тьме».
На самом дне житейской ямы
Есть повод выстоять опять.
На переломе вечной драмы
Ещё сильнее можно стать!
Эти строки соответствуют характеру моей собеседнице , удивительной непростой судьбы, женщине - Пастуховой Лидии Георгиевне. Педагог по профессии, с января 2006 года активный член Лесозаводской местной организации ВОС, инвалид второй группы по общему заболеванию, труженик тыла, для которой военная тема стала главной в жизни потому, что около двух лет она прожила на территории оккупированной фашистами.
Родилась 2 января 1927 года в посёлке Горяны, Унегского района Брянской области. Это на границе с Белоруссией и Украиной, поэтому очень скоро после начала Великой Отечественной войны. отдалённые раскаты орудий стали слышаться в посёлке Горяны, а потом начались бомбёжки. Одна немецкая бомба упала на больницу родильного отделения. Вместе с односельчанами пыталась спасти уцелевших , но таких было мало.
Когда началась Великая Отечественная война, Лидии Георгиевне было 14 лет. Отец с первых же дней ушёл на фронт. Часть, в которой он служил попала в окружение и отец получил ранение. Затем воевал в партизанском отряде в брянских лесах и на одном из заданий – погиб. Мама с десятью ребятишками , в их числе были двойняшки, родившиеся в средине мая 1941 года, осталась одна. Чтобы помочь маме прокормить такую семью Лидия пошла работать в колхоз. Научилась косить, пахать, запрягать лошадей , ездить на них и перевозить грузы и ждала отца.
Немцы принесли беду и разрушения. Особенно жестоко относились к семьям у которых кто - нибудь воевал в партизанском отряде. Поэтому часто в дом врывались полицаи с немецкими солдатами, обыскивали дом, избивали мать и забирали продукты. Все знали, что ждёт тех, кто помогает партизанам. Услышав шум за дверью, ждали расстрела.
Воспоминаний в детской памяти о тех временах, о жестокости фашистов к мирному населению, осталось много. Несмотря на расправы, люди как могли, сопротивлялись врагам и помогали партизанам и красноармейцам.
«Каждый день приносил беду: уничтожение евреев, виселицы на сельской площади, расстрелы партизан и жителей деревни, помогавшим им. На всё это, жителей села, заставляли смотреть . Я до сих пор с ужасом вспоминаю эти зверства захватчиков » - говорит Лидия Георгиевна.
Потом начали умирать от голода маленькие сёстры. Сначала двойняшки, затем полуторагодовалая. Погибла угнанная в Германию старшая сестра. Иногда, просыпаясь ночью, Лида видела , как мать сидела на её кровати, бессильно опустив руки, а по щекам катились слёзы. В доме не было еды. Подростку Лиде часто снился хлеб. Приходилось есть всё, что можно было жевать. Травы разные, гнилой картофель смешивали с древесной корой и пекли на костре лепёшки. Но все – таки дожили до момента освобождения села Горяны 23 сентября 1943 года. Открылась школа и началась учёба постоянно голодной сельской детворы .
Вот тогда Лидия Георгиевна поняла , что ад фашисткой оккупации закончился. Она в 1944 году поехала учиться в город Унеча. Учёба давалась легко. Чтобы заплатить за квартиру она убирала снег, помогала пожилым людям по хозяйству. И всё время мечтала о большом ломте каравая, который можно было бы одной съесть. После окончания школы поступила на заочное обучение в Стародубское педагогическое училище , работала в Павловском детском доме воспитателем и продолжала помогать младшим братьям и сёстрам. В 1952 году детский дом расформировали . Лидия Георгиевна переехала жить в Хабаровский край в село Вознесенское, где устроилась учителем младших классов в школу. Вышла замуж. Родились двое сыновей. Сейчас они уже взрослые. Подарили Лидии Георгиевне пятеро внуков и двух правнуков. Сыновья, невестки, внуки часто её навещают, помогают .
В 1973 году переехала в Приморский край в Ружино . Работала до самой пенсии воспитателем коррекционной школы –интерната ст. Ружино и писала стихи в которых выражала мысли, чувства и воспоминания о пережитом в годы войны.
За плечами большая жизнь, около полувека воспитательской работы. Родина ей присвоила звание « Отличник народного просвещения». И война, о которой и не стоило бы вспоминать , но и забыть нельзя. Признаётся, что и сейчас ей снится большая краюха хлеба , до которой никак не удаётся дотянуться.
Лидия Георгиевна постоянно встречается с молодёжью, с учениками и рассказывает об ужасах войны. Хочет, чтобы подрастающее поколение никогда ничего подобного не испытало и не допустило, помогает сохранить адекватность восприятия тех трагических дней.
В настоящее время Лидия Георгиевна ведёт активный образ жизни. Часто делает пешие прогулки, участвует в конкурсах, посещает все мероприятия, которые организовывает Лесозаводская местная организация Всероссийского общества слепых. И конечно, обязательно по памяти читает стихи собственного сочинения, по просьбе членов организации.
« Есть пословица: старость – не радость.
Сомневаюсь, верна ли она …
Даже если немного осталось,
Я по – прежнему в жизнь влюблена!»
Беседу вела Ратай А. Н.